Хроника

Невосполнимая потеря - 20 августа погиб член ассоциации, основатель Музея русской иконы

Невосполнимая потеря - 20 августа погиб член ассоциации, основатель Музея русской иконы

Невосполнимая потеря - Погиб основатель Музея русской иконы Михаил Юрьевич Абрамов

Фото: Геннадий Грачев для Art-and-Houses.ru 

Ассоциация владельцев исторических усадеб с чувством тяжёлой утраты сообщает о гибели члена нашей Ассоциации, яркой личности  и энтузиаста сохранения исторического и культурного наследия, собирателя и коллекционера   Михаила Юрьевича Абрамова и выражает искренние соболезнования родным  и близким Михаила Юрьевича.

Михаил Юрьевич находился в вертолете, упавшем в море  в проливе Галата – Порос на востоке Пелопоннеса. Воздушное судно везло двух пассажиров в афинский международный аэропорт Элефтериоса Венизелоса, откуда основатель музея должен был вылететь в Москву. Кроме Михаила Абрамова, на борту вертолета находились россиянин Павел Акулинин и греческий пилот Никос Каристинос. Все трое погибли.

Михаил Абрамов родился  в 1963 году в Москве. В 1981 году поступил на дневное отделение химико-технологического факультета Института легкой промышленности. В 1982–1984 годах служил в армии в частях ПВО на Кольском полуострове, воинское звание — старший сержант. В 1985 году начал заниматься предпринимательской деятельностью.

С начала 2000-х годов увлекся коллекционированием русских икон. Коллекция быстро переросла рамки частного собрания и превратилась в настоящий музей древнерусского и восточнохристианского искусства. С 2006 по 2011 год музей размещался в помещениях построенного М.Ю. Абрамовым бизнес-центра «Верейская плаза», в 2011 году он переехал в специально восстановленное для него здание на Гончарной улице.Комплектование представленного здесь художественного собрания, его реставрация, научное изучение и атрибуция основаны на музейных принципах, которыми руководствуются государственные хранилища искусства.

Сегодня Музей русской иконы — не только самое крупное в России и значительное по уровню произведений частное собрание, насчитывающее около 5 000 экспонатов, но, безусловно, самое широкое по охвату материала. Оно включает раннехристианские и византийские древности VI–XIV веков, некоторые из них не имеют аналогов даже в крупных музеях страны; греческие памятники; а также целый музей эфиопской христианской культуры. Основу коллекции составляет около 1 000 произведений русской иконописи, которые отличаются многообразием иконографии, высоким художественным уровнем и широким временными рамками. Самая ранняя русская икона коллекции датируется XIV веком.

Это единственная в России частная коллекция византийского и древнерусского искусства, официально преобразованная в общедоступный музей, статус которого подтвержден включением его в российский комитет IСOM (International Council of Museums) и Союз музеев России. Посещение музея, экскурсии, лекции и концерты, проходящие в его стенах, бесплатны, все реализуемые музеем проекты всегда осуществлялись исключительно на средства Михаила Абрамова. На благотворительную деятельность он тратил около 80% своего дохода.

За двенадцать с половиной лет своего существования музей провели выступил участником несколько крупных выставок, среди которых: «Возвращенное достояние» (Государственная Третьяковская галерея, 2008), «Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний» (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, 2009) и «Симон Ушаков – царский изограф» (Государственная Третьяковская галерея, 2015), ставшие заметными явлениями культурной жизни России.

В 2017–2018 годах Музей русской иконы совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева организовал масштабный выставочный проект «Русская икона: Молитва и Милосердие», приуроченный к 25-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Суверенным Мальтийским Орденом. Выставка была представлена в Музее Рима, а также итальянских городах Пальманова и Бари.

Основанный Михаилом Абрамовым Музей русской иконы проводит обширные мероприятия по розыску произведений древнего отечественного искусства за рубежом. Благодаря этой планомерной работе удалось вернуть в Россию и безвозмездно передать в государственные музеи памятники, которые ранее были утрачены и вывезены за рубеж.В Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» передан древний выносной крест середины XVI века и киотцы от Царских врат 1652 года; в Великоустюгский музей-заповедник переданы 10 икон праздничного чина начала XVIII века; в Устюженский краеведческий музей была передана икона «Святая Троица» кисти царского иконописца Кирилла Уланова; Муромскому историко-художественному музею возвращена икона «Деисусный чин» XVII века.

В 2017 году в Ярославский музей-заповедник стараниями сотрудников Музея русской иконы был возвращен шедевр«Воскресение — Сошествие во ад», похищенный в 1995 году изцеркви Николы Надеина (филиала Ярославского музея).За этот труд основатель Музея русской иконы Михаил Юрьевич Абрамов был удостоен премии «Меценат года» в номинации «Сохранение объектов культурного наследия».

Основанный Михаилом Абрамовым благотворительный фонд «Частный музей русской иконы» не только занимается одноименным музеем, но и ведет активную деятельность по изданию книг по древнерусскому искусству, оказывает материальную поддержку нуждающимся церквям и монастырям.За свою деятельность Михаил Юрьевич Абрамов был удостоен нескольких крупных наград. В том числе, Кавалер Большого Креста Ордена Заслуг proMeritoMelitensi Суверенного военного Мальтийского ордена в 2017 году; Медаль и диплом ЮНЕСКО «Пять континентов» в 2016 году за выдающийся вклад в сохранение исторического наследия; Орден «Славы и чести» II степени в 2015 году, врученный Патриархом Московским и всея Руси Кириллом за восстановление храма Преображения на Преображенской площади в Москве.

Михаил Юрьевич мечтал о появлении в Москве крупного центра древнерусского искусства, к созданию которого предпринимал конкретные шаги. Так, в июле этого года московские власти передали Музею русской иконы здание по соседству для расширения экспозиции, выставочных пространств и рабочих площадей.

Михаил Абрамов говорил: «Почему я с самого начала хотел сделать музей? Потому что не знаю, как коллекцией распорядятся мои дети и внуки и будет ли она им вообще интересна. И пока она интересна мне, я хочу сделать свою коллекцию публичной. Чтобы все знали: вМоскве, на Гончарной улице, находитсяМузей русской иконы. Я часто повторяю, что мы, как и предыдущие владельцы, всего лишь временные хранители икон. Временные! А кто является таким временным хранителем — Церковь, государство или частные коллекционеры, — это не принципиально. Принципиально другое — есть ли доступ к памятнику не только как к святому образу, но и как к объекту культурного наследия и созданы ли возможности для его сохранения и изучения. Выход один — музеефикация, другого пока никто не придумал. И наша цель именно такова: сохранить, изучить, показать национальные сокровища самой широкой общественности».

Для всех нас уход Михаила Юрьевича – это невосполнимая утрата и большое личное горе.