Images-loading

Жизнь в современном загородном доме все больше начинает походить на жизнь усадебную, какой она была еще столетие назад. И сад, включенный в единое жизненное пространство, становится продолжением дома, местом, с которым связываются те или иные семейные традиции, праздники и ритуалы. Более того, декоративный сад сегодня – практически обязательный элемент современной усадьбы, неизменный спутник понятия «элитное жилье».
С тех пор, как сад перестал быть чисто хозяйственным приложением к дому, в нем начали устраиваться светские, семейные, общественные события, увеселения и праздники. Особую популярность садовые развлечения приобрели в XVIII – начале XIX века, когда в России широко вошли в обиход новинки западноевропейской усадебной культуры. Безусловно, и в XV-XVII веках в русских садах было немало увеселительных устройств, таких как качели, горки, птичники, зверинцы. С петровского времени  садовые увеселения становятся все более светскими, разнообразными, утонченными. Именно в этот период сад всерьез начинают рассматривать как место для организации             праздника, развлечения гостей.
Одни праздничные забавы устраивались внутри дома, а другие непременно выносились в парк. Но некоторые увеселения могли быть устроены только в пространстве парка и со временем становились его незаменимыми атрибутами. Некоторые из них должны были веселить хозяев и гостей, другие способствовали спокойному времяпрепровождению, позволяли остаться в философском уединении, наслаждаться естественными и искусственно созданными видами.
Каждая эпоха внесла в культуру садовых увеселений свою лепту. Так, некоторые сооружения для садовых забав, существовавшие в средневековых русских садах, сохранились и в последующее время, но получили развитие, совершенствовались в соответствии с эстетикой нового времени. Например, традиционные для русских садов XVI-XVII веков «чердаки» - открытые беседки на столбах-опорах - впоследствии обрели новое архитектурное оформление. В XVIII веке одним из наиболее популярных развлечений, устраиваемых в садах, были многолюдные маскарады, в которых участвовали не только приглашенные именитые гости, но и дворовые, и крестьяне, на какое-то время получавшие возможность почувствовать себя на равных с господами. Все это сопровождалось великолепными фейерверками, хоровым пением, музыкальными произведениями, исполняемыми крепостными оркестрами, или традиционной русской роговой музыкой. Увлечение театром вызвало появление в парках таких сооружений как садовые театры, амфитеатры. Они устраивались на естественных и искусственных склонах в виде уступов, полукружием спускающихся несколькими рядами. Как правило, их одевали дерном, украшали фигурно стриженными деревьями, статуями, вазами. На нижней площадке амфитеатра инсценировались литературные произведения, исторические и мифологические сюжеты, а иногда и реальные события, в которых пришлось участвовать самому устроителю зрелища, гостеприимному хозяину. Иногда амфитеатры создавались вблизи водоемов - тогда здесь могли быть устроены водные представления, разыграны знаменитые морские сражения. В имениях, где хозяева не могли содержать театральную труппу, ограничивались постановкой живых картин. На это время весь парк усилиями садоводов превращался в театральную сцену, на которой невольными актерами становились все, в нем находящиеся. В процесс игры был вовлечен каждый. Этому способствовали такие садовые приемы как лабиринты, обманки или «обманные» виды – живописные изображения, помещаемые в торцах аллей и создававших иллюзию далекой перспективы, архитектурного сооружения и т.д. На лужайках парка инсценировались буколические картины, для чего здесь выпасали домашнюю живность, сопровождаемую соответствующим образом одетыми крестьянами.
Без сомнения, одной из важнейших составляющих увеселительного сада была вода. Существовала масса приемов ее использования  для создания праздничной атмосферы в парке. Это могли быть впечатляющие своими масштабами каскады водоемов или пруды, выполненные в виде символов, которые отражали философские и эстетические пристрастия владельца, такие как шестиконечная звезда с таким же островом (усадьба Покровское), Африка и Азия (усадьба Филимоново) и др. Для увеселения гостей  устраивались катания на лодках и прогулочных паромах. Во многих усадьбах были и элементы современного аквапарка - купальни, водяные горки, фонтаны-шутихи - увеселительные устройства с «сюрпризом», неожиданно окатывавшие водой зазевавшуюся гуляющую публику или выводившие из струй замысловатые фигурные композиции. Ценились и такие водные элементы оформления как водопады, особенно характерные для романтических парков пейзажного стиля. Причем, садовые руководства давали довольно четкие рекомендации по их созданию: «Водопад, имеющий падение на несколько футов в высоту, неширокий и правильно устроенный, делает больше приятности, широкий же будет составлять из себя порог и навлечет посмеяние».
Немалую роль в создании соответствующего настроения сада играли и устраиваемые в приличных для того местах видовые площадки - «миловиды», беседки, павильоны, гроты. Особенно экзотический вид сад приобретал, если павильоны были построены в разных архитектурных стилях разных стран и эпох. «В саду всякое зодчество приличествует, от греческого до китайского», - наставляли садовые руководства. При этом сами гуляющие по саду могли обозревать его, сидя на верблюде, пони или ослике.
Не менее экзотичной могла быть и флора. Высаживая в грунт или вынося в теплое время года из оранжерей экзотические растения, хозяева воспроизводили колорит разных заморских стран.
В XIX – начале XX века европейская игровая культура способствовала появлению в отечественных садах площадок для игры в крокет, лаун-теннис и др. Но неизменными атрибутами остаются качели, карусели, «гигантские шаги».
Немало всевозможных садовых затей из российской развлекательной садовой культуры получили распространение в разных странах. Достаточно вспомнить знаменитый аттракцион «Русские горки», неотъемлемый элемент всех мировых парков развлечений. Одним из прототипов их является павильон «Катальная горка», устроенный Екатериной II в Ораниенбауме. Это было высокое каменное строение с продолжительным деревянным пандусом, по которому зимой катались на санках, а летом - на специальных колесных тележках, иногда сцепленных вереницей. Этот аттракцион настолько поразил иностранных гостей российского Императорского Двора, что подобные развлечения стали появляться и при дворах других европейских стран.
Сегодня, с развитием у нас частного загородного жилья и ландшафтного дизайна, появляется шанс для возрождения традиционных парковых развлечений. Новое время, новые технологии, вероятно, произведут на свет новые затеи. Садовый праздник возвращается.

Дмитрий Ойнас